Учебные материалы, пособия и методические разработки

Островский и театр

Общественный деятель

А.Н. Островский был не только драматургом и режиссёром, практиком и теоретиком театра, он был активным общественным деятелем своего времени

В 1865 году Островский вместе с директором Московской консерватории Николаем Рубинштейном и актёром Малого театра Провом Садовским создали в Москве Артистический кружок, главная заслуга которого состояла в том, что он первый начал разрушать монополию императорских театров, сыграв видную роль в театральной жизни Москвы. Это было творческое объединение деятелей искусства - артистов, писателей, музыкантов, художников. Кроме пропагандистских целей Артистический кружок, по словам Островского, "некоторым образом заменил театральную школу", он дал московской сцене нескольких выдающихся актёров, в нем же в первый раз познакомилась московская публика с огромным талантом П.А. Стрепетовой. Островский был душою этого кружка, не раз выступал там с чтением своих пьес, преподавал в нем актёрское мастерство.

Много сил отдавал Островский защите прав русских писателей, но все его официальные обращения оставались безответными. Тогда его усилиями было учреждено Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он оставался вплоть до своей смерти

Нельзя не удивляться широте и многогранности деятельности драматурга по созданию русского национального театра. Островский творил не для избранных, он творил для всего народа. А "эта близость к народу, как утверждал драматург, - нисколько не унижает драматической поэзии, а напротив, удваивает её силы и не даёт ей опошлиться и измельчать"

Островский и Садовские

Каждый подлинный драматург создаёт свой стиль, который требует от театра новой, определённой именно им сценической эстетики. Каждый талантливый артист своей игрой как бы направляет мысль драматурга в новое русло. Великий писатель способствует рождению новой актёрской школы, великий актёр - рождению новой драматургии. Процессы эти взаимосвязаны и нерасторжимы

Каждый такой творческий союз даёт новый толчок литературной и театральной мысли, поднимает театральное искусство на более высокую ступень развития. Ярким примером такого союза в истории русского театра может быть союз драматурга А. Н. Островского и замечательного актёра Прова Михайловича Садовского, положившего начало первой замечательной актёрской династии, давшей русскому театру целую плеяду великолепных актёров. Начиная с первого актёра "театра Островского" П.М. Садовского, в их творчестве получили дальнейшее развитие реалистические традиции, завещанные ещё М.С. Щепкиным, они окончательно утвердили в русском театре новое качество сценического реализма - бытовой реализм. И все до одного свою величайшую славу актёры из династии Садовских снискали исполнением ролей в пьесах великого русского драматурга А.Н. Островского

Любовь поколений

С глубочайшим уважением и любовью относились к А.Н. Островскому все поколения русских актёров. Его пьесы были для них лучшим и самым совершенным сценическим материалом

Благородные демократические идеи, заложенные в пьесах Островского, их подлинная народность, глубина и яркость характеров давали возможность каждому новому актёрскому поколению открывать "своего" Островского, выражать через его произведения идеи своего времени. Передавая из поколения в поколение эстафету правды, актёры не копировали своих предшественников, а заново творили, создавая все новые и новые сценические варианты известных образов

Катерина из "Грозы" в исполнении П.А. Стрепетовой на сцене Александринского театра в Петербурге была непохожа на Катерину М.Н. Ермоловой в Московском Малом театре, хотя обе были сыграны с потрясающей силой. При этом артистки не повторяли в своём исполнении бывшую прототипом Катерины известную актрису Малого театра, крепостную по происхождению, Л.П. Никулину - Косицкую, она же стала первой исполнительницей героини драмы А.Н. Островского в ноябре 1859 года
Театр